- В южнокорейском городе Пусан открывается форум АТЭС
В южнокорейском городе Пусан открывается форум АТЭС
Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) создан в ноябре 1989 года на первой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в Канберре по инициативе Австралии.
Цель создания форума: повышение уровня экономического развития в странах региона.
АТЭС не имеет устава, поэтому не может называться организацией и действует как международный форум, консультативный орган правительств государств-членов для обсуждения экономических вопросов.
В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной деятельности, экономического и технического сотрудничества, развития инфраструктуры, повышения уровня благосостояния стран-участниц.
В сферу деятельности АТЭС входит налаживание контактов по оперативному обмену информацией, капиталами и технологией, сотрудничество в обеспечении энергоресурсами, освоении и сохранении океанических запасов.
Значение АТЭС определяется в первую очередь его экономическим потенциалом. На долю стран - участниц этой организации приходится 57% мирового ВВП, почти 45,8% объема внешней торговли и 44,8% населения планеты.
Участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган), Индонезия, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Республика Корея, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Тайвань, Япония.
Наблюдатели: Секретариат Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Тихоокеанский совет экономического сотрудничества, Южнотихоокеанский форум.
В 1997 году, одновременно с приемом в АТЭС России, Вьетнама и Перу, был введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов форума.
При создании форума в 1989 году его главной задачей было провозглашено содействие экономическому росту и сотрудничеству в регионе посредством либерализации и облегчения условий торговли и инвестиций.
В 1994 году участники АТЭС поставили перед собой долгосрочную цель формирования в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиций к 2010 году - для развитых и к 2020 году - для развивающихся стран.
В 1995 году была принята Осакская программа продвижения к указанной цели, в соответствии с которой члены АТЭС имеют ежегодно обновляемые индивидуальные планы действий по либерализации своих национальных торговых и инвестиционных режимов.
Вся работа АТЭС основывается на различных декларациях и заявлениях, в основном принятых на саммитах АТЭС, среди которых: Сеульская декларация АТЭС (1991 г.), Бангкокская декларация об Азиатско-Тихоокеанском сотрудничестве, Соглашения по институциальным вопросам (1992 г.), Декларация Сиэтла, Заявление лидеров АТЭС об экономической ситуации (1993 г.), Декларация экономических лидеров АТЭС об общих намерениях (Богор, Индонезия, 1994 г.), Совместное заявление министров (Богор, 1994 г.), а также Декларация действий АТЭС в области экономики, принятая в Осаке в 1995 году.
Формально сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически стал механизмом выработки глобальных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности, а также налаживания экономического сотрудничества на уровне Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Форум, охватывающий широкий круг областей и сфер деятельности, связанных в первую очередь с экономикой, имеет значительный потенциал для того, чтобы не только оказывать существенное влияние на экономическую ситуацию в АТР, но и способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом.
Действует институт Председателя, который избирается на конференциях форума. Функции председателя форума осуществляет страна, в которой будет проходить очередная встреча в верхах.
Административно-технические функции выполняет созданный в 1992 году секретариат форума со штаб-квартирой в Сингапуре.
Административные и оперативные расходы АТЭС покрываются за счет взносов государств-членов, рассчитываемых министрами на пропорциональной основе и вносимых в Фонд АТЭС, созданный и управляемый Секретариатом форума под общим руководством старших должностных лиц.
Все решения в рамках АТЭС принимаются на основе консенсуса.
Представители стран-членов АТЭС собираются на ежегодные конференции на высшем уровне, на уровне министров иностранных дел и экономики, министров финансов, в рамках АТЭС проводятся также совещания на уровне министров по вопросам развития мелкого и среднего бизнеса, различные деловые встречи и консультации.
Важнейшие органы АТЭС - саммиты лидеров экономики, встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц стран-участниц форума.
Работой по конкретным направлениям экономического взаимодействия в рамках организации занимаются: Деловой консультативный совет (ДКС), который играет ведущую роль в обеспечении взаимодействия между четырьмя государственными структурами и деловым сообществом, созданный в соответствии с решением Осакского саммита в ноябре 1995 года; Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет старших должностных лиц по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам, по стандартам и соответствию, а также рабочие группы по содействию торговле, по промышленной науке и технологиям, по телекоммуникациям, по транспорту, людским ресурсам, энергетике, сохранению морских ресурсов, по рыболовству, по туризму.
Основное отличие АТЭС от различных международных экономических организаций (САЗСТ, ЕС, ВТО, ОЭСР) содержится в его основном лозунге - "АРЕС means business" - "АТЭС означает бизнес". Вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем - ликвидировать эти барьеры.
Основное внимание форума сосредоточено на 10 основных областях: стандарты, таможенные процедуры, электронная торговля, деловые поездки, телекоммуникации, энергия, рыболовство, автомобилестроение, банковские и финансовые услуги и государственные закупки.
Особое значение имеет стратегическая цель АТЭС - достижение к 2010 году для развитых и к 2020 году для развивающихся членов форума режима свободной торговли на основе мер по односторонней либерализации.
В целом, все страны АТЭС поддерживают идею либерализации, но существуют различия в том, в какие сроки и на какую продукцию те или иные страны готовы сокращать свои тарифы.
Последний двенадцатый саммит форума АТЭС состоялся 20-21 ноября 2004 года в Сантьяго (Чили) под девизом "Единое сообщество - наше будущее".
В марте 2005 г. в рамках совещания старших должностных лиц АТЭС в Сеуле успешно прошла процедура обзора Индивидуального плана действий России (ИПД) в АТЭС по либерализации условий торговли и инвестирования и повышения уровня открытости экономики. Фактически была проведена с привлечением независимых иностранных экспертов оценка масштаба и эффективности экономических преобразований в России за 7 лет ее участия в АТЭС, а также качества национальной законодательной базы.
В контексте масштабных трагических последствий, вызванных цунами в Индийском океане, при активном и инициативном содействии России на совещании Старших должностных лиц в марте 2005 г. в Сеуле принято решение о формировании специальных рабочих механизмов АТЭС по вопросам повышения готовности к чрезвычайным ситуациям. Первая профильная встреча экспертов экономик-участниц Форума состоится уже в апреле-мае с.г.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации завершен процесс присоединения России к "первопроходческой инициативе" АТЭС о движении к участию в обновленной Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур (соответствующий пассаж включен в итоговое совместное заявление Министров иностранных дел и Министров торговли АТЭС в Сантьяго).
В сентябре 2005 г. Москва примет у себя заседания Рабочей группы АТЭС по транспорту и Экспертной группы по вопросам энергоэффективности и энергосбережения. На 2007 г. запланировано проведение заседания Рабочей группы АТЭС по промышленной науке и технологиям.
Все шире подключается к работе на поле АТЭС российский бизнес. К состоявшемуся 20-21 ноября 2004 г. в Сантьяго саммиту АТЭС была запущена первая российская инициатива общерегионального масштаба о функционировании Диалога АТЭС по цветным металлам (ДЦМ). Разработаны и утверждены регламентирующие документы ДЦМ, за Россией закреплено место сопредседателя Руководящего комитета Диалога (совместно с Чили). Первое полноформатное заседание ДЦМ намечено на май 2005 г. в увязке с заседанием Старших должностных лиц АТЭС (о.Чеджудо, Республика Корея). В начале 2005 г. одобрен российский проект в рамках АТЭС по повышению энергоэффективности экономики, на заключительной стадии находится рассмотрение проекта о применении "лучших образцов" практики, накопленной экономиками АТЭС в области электронной торговли и государственных закупок.
С 1998 г. в России действует "Деловой клуб АТЭС", в котором состоят представители более 70 российских компаний и банков. В 2002 г. в целях активизации работы на гендерном направлении по инициативе МИД и при содействии Союза женщин России был создан российский "Женский клуб АТЭС", в состав которого вошли женщины-руководители предприятий и организаций, представители научных и общественных структур.
В южнокорейском городе Пусан 15-17 ноября состоится министерская встреча АТЭС, а 18-19 ноября - форум АТЭС на высшем уровне.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.